ПН-ПТ

телефон:

+7 (4832) 91-13-78

Задать вопрос

Брянский район, п. Мичуринский, ул. Выставочная, д. 2

 


Июль 2024
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Независимая      оценка

 

 

 

 

 

 

 

Verification: fdf18a5735b7533b86846c861f596e35

Яндекс.Метрика

 

 

В 2024 году отмечается 80-я годовщина одного из важнейших событий Великой Отечественной войны –80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады.

18 января 1943 года в ходе наступательной операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Шлиссельбурга. Окончательно отбросить врага от города удалось только через год.

Блокада стала для жителей города не только символом страшной трагедии, но и примером несгибаемого мужества и стойкости, которые проявились как в обороне Ленинграда, так и в способности горожан выживать в таких нечеловеческих условиях. В этом смысле обычно вспоминают об острейшем дефиците продовольствия, что и вызвало массовую гибель от голода. Однако свою печальную лепту в эти сотни тысяч смертей внесла и тотальная нехватка топлива, без которого предприятия, учреждения и транспорт не могли нормально функционировать, а люди замерзали в своих домах.

О «Дороге жизни» сегодня знают практически все – эта транспортная магистраль через Ладожское озеро позволила наладить поставки в осаждённый город, а в обратном направлении эвакуировать 1,4 млн человек. Но горюче-смазочных материалов по этому маршруту перевозилось довольно мало – менее 10% от общего объёма грузов. Грузовики-«полуторки» ГАЗ-АА или небольшие озёрные суда не могли доставить много топлива. И даже придуманные нестандартные варианты: к примеру, буксир мог тащить вплавь несколько сцепленных цистерн, не решали проблемы.

Поэтому таким важным способом снабжения – хотя и гораздо менее известным по сравнению с «Дорогой жизни» – оказался Ладожский трубопровод. Его идея была предложена военным инженером-гидротехником Ниной Соколовой – первой в СССР женщиной-водолазом, которая служила в 27-м отряде Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) на Ладоге. По тем временам это был весьма дерзкий проект, ведь ранее никто в мире не прокладывал трубопроводы под водой. К слову сказать, ещё одним  важным заданием Нины Соколовой была прокладка осенью 1942 года по дну Ладоги высоковольтного электрического кабеля от Волховской ГЭС. Этот «Кабель жизни» прорвал энергетическую блокаду Ленинграда и спас от гибели тысячи ленинградцев. Во время работ на Ладоге Нина Соколова постоянно спускалась под воду. При этом она была дважды ранена, причём один раз ранение было весьма серьёзным – с контузией. Её личный счёт под ладожской водой – 644 часа, то есть почти 27 суток. Вы только вдумайтесь в это: 27 суток подводных работ ради спасения осаждённого Ленинграда и прорыва блокады!

Решение о строительстве было принято в апреле 1942 года. На сооружение 34-километрового участка (из них 26 км – под водой) от мыса Кареджи на восточном берегу до железнодорожной станции Борисова Грива в 45 км от Ленинграда отвели всего 50 дней. Работы велись под непрерывным огнём противника, всего в паре километров от линии фронта, а глубина, на которой водолазы укладывали трубы фактически вручную, достигала 13 метров.

Проектировщики работали по двадцать часов в сутки, с трудом успевая за ходом строительства: выдаваемые чертежи и расчёты сразу же шли в работу.   

В начале мая был сварен первый стык, его доверили опытнейшему мастеру Григорию Ломоносову. Строительство началось с неудачи: первая сваренная плеть была вырвана из креплений и унесена бурными водами Ладоги. Но в дальнейшем всё шло благополучно. Несмотря на смертельно опасные условия строительства, качество сварочно-монтажных работ оказалось высочайшим: из 5800 стыков незначительный дефект был обнаружен только на одном. 16 июня, с недельным опережением графика, работы были завершены и  уже в первый день состоялся выход на проектную мощность. Трубопровод успешно испытали прокачкой воды, после чего по нему начали транспортировать разные виды горючего: керосин, дизельное топливо, бензин и лигроин (более тяжёлая фракция нефти, также использовавшаяся как моторное топливо).. По аналогии с надводным маршрутом этот получил неофициальное название «Артерия жизни». Примечательный факт: в немецких источниках, включая воспоминания непосредственных участников боёв под Ленинградом и представителей верховного командования вермахта, трубопровод не упоминается. Это значит, что они так и не узнали об этой уникальной стройке.

В конце войны и после неё Нина Соколова восстанавливала мосты, разминировала водные акватории, расчищала русла Невы, строила причальные стенки в Ленинграде, Кронштадте и Таллине. Легенда ЭПРОНа, единственная женщина-водолаз Великой Отечественной войны, инженер-полковник ВМФ СССР Нина Васильевна Соколова много лет преподавала в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе и прожила яркую и насыщенную жизнь – почти до 90 лет.

Ладожский трубопровод прокладывали с расчётом на длительную эксплуатацию, но после снятия блокады необходимость в нём отпала. Однако опыт строителей пригодился в дальнейшем для газификации Ленинграда и области, а некоторые участники этого проекта стали руководителями и сотрудниками специального строительно-монтажного управления, на основе которого в 1968 году был создан трест «Ленгазспецстрой», ныне – старейшая подрядная организация в контуре «Газстройпрома».

Нина Соколова- первая женщина-водолаз в СССР